БАЗОВОЕ ВЕРОУЧИТЕЛЬНОЕ

    
I КУРС

1. Священное Писание Нового Завета

"Бог написал нам письмо. Это письмо - Священное Писание Ветхого и Нового Завета". Так понимают Библию святые. Новый Завет состоит из 27 книг. Первые четыре книги Нового Завета составляют Евангелие. 
Евангелие - это то, в чем нуждается наше сердце. В переводе с греческого языка означает "благая, радостная весть". Эта весть учит и свидетельствует об Иисусе Христе, о том, что "Бог возлюбил мир и отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16). 

Изучая Новый Завет, мы узнаем о земной жизни Спасителя, становимся свидетелями Его чудес и исцелений, слышим непреходящие истины Его учения, что даст нам понимание значения Его искупительной Жертвы, распятия и славного Воскресения. Изучая учение Спасителя, мы больше узнаем о том, как прийти к Нему и получить надежду, прощение, покой и вечное счастье. Это укрепит нашу веру в Иисуса Христа и поможет узнать, как необходимо перестроить свою жизнь, чтобы жить в мире с Богом и обрести вечную жизнь. 
Новый Завет стоит в центре истории, записанной в Священном Писании, подобно тому как Сам Спаситель есть средоточие нашей жизни. Мы призваны принять обязательство изучать его и дорожить им!

2. Священное Писание Ветхого Завета

Изучая Ветхий Завет, мы узнаем, что история спасения человека начинается с момента грехопадения, когда возникает сама потребность в спасении и человек оказался отделённым от Бога и порабощен смерти. 
Ни в одной из книг древнего мира, кроме Ветхозаветных, человеку не говорили с такой поразительной простотой «люби Бога, чти Его заповеди, почитай родителей, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не завидуй». 

Ветхий Завет — та лестница, по которой, еще до воплощения Христа, вестники Божией воли сходили к людям, чтобы человечество оторвало свой взор от земли и тянулось к Высшему. 
Блаженный Августин говорил, что "Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий Завет в Новом раскрывается". 
Главное ожидание Ветхого Завета - это ожидание искупления. Именно в Ветхом Завете мы встречаем множество живых образов, близких нашему собственному жизненному опыту. Ветхозаветные праотцы и пророки — не просто череда фигур из древней истории, они наши Отцы и Ветхий Завет это наша собственная история, которая берет свой исток в седой древности, но сбывается здесь и сейчас. 

3. Катехизис

Слово «катехизис» в переводе с греческого языка значит «оглашение, устное наставление». С апостольских времен этим словом обозначается первоначальное учение о Православной вере, необходимое каждому христианину (Лк. 1, 4; Деян.18, 25). Святитель Филарет (Дроздов) так определил сущность катехизиса: «Православный катехизис есть наставление в Православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души… А для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела».

Катехизис содержит разделы, посвященные:

1) истинам веры, изложенным в виде кратких разъясняющих комментариев к Символу веры;

2) делам веры, т. е. разъяснению Божественных заповедей, содержащихся в Священном Писании;

3) способам освящения верующих, т. е. молитве и церковным таинствам. 

4. История древней Церкви

Рассматривает бытие Церкви в первый период – от первого распространения христианской Церкви во время апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом    (34-313гг). 
Появление в мире Христовой Церкви встречено было крайне враждебно со стороны религиозных и политических обществ того времени. 
Начинается изучение предмета с характеристики периода зарождения Церкви, условий, благоприятствовавших распространению Церкви. Далее рассматривается распространение Церкви при святых апостолах. Сошествие Святого Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме. Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской; рассеяние верующих из Иерусалима и распространение Евангелия между иудеями и самарянами в Палестине и Сирии; обращение Савла. Апостольский собор. Благовестнические труды апостолов. Распространение Церкви Христовой в век апостольский и после апостолов во II и III веках в Европе, Африке и Азии. Гонение на Церковь со стороны иудеев и язычников. 
Возникновение ересей и лжеучений. 


5. Литургика 


Предметом изучения литургики является православное богослужение, в котором первое место занимает Божественная Литургия. Литургика разъясняет богослужебный устав, современную практику совершения богослужения, его историю, богословское содержание богослужебных текстов, символику богослужения, храма и церковной утвари, облачений. 

Литургика дает знания о назначении и содержании богослужебных книг, порядка их использования. О составе и строе различных богослужений дневного, седмичного и годового литургического круга. 

Также, кроме богослужения общественного, совершающегося в определенное время, для всех верующих, подробно рассматриваются еще разные виды богослужения частного. Это молитвословия и священнодействия, которые совершаются особо, в различное время, по требованию и частным нуждам отдельных верующих. Эти виды богослужения в просторечии носят обыкновенно название "треб".

6.Основы духовной жизни

Духовная жизнь, как известно, предполагает не только правильную догматическую веру и евангельскую нравственность, но также знание и соблюдение особых законов, определяющих развитие «нового человека» (Еф. 4, 24) из «плотского» (Рим. 8, 5), «ветхого человека» (Еф. 4, 22). 
Святые Отцы утверждают, что наука из наук, философия из философий, искусство из искусств - аскетика, или наука о духовной жизни, направлена, в первую очередь, на познание себя, призвана показать как правильно вести свою жизнь для того, чтобы побеждать страсти и приобретать добродетели. Изучение этой науки помогает нам найти наиболее существенные признаки и свойства истинной духовности, ее критерии, которые позволили бы отличить истинную духовность от всевозможных видов лжедуховности, мистицизма, прелести. 

II КУРС

1. Догматическое богословие

Православное догматическое богословие – наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин – догматов. 
«Величайшее приобретение – изучение догматов», – писал в своих Огласительных поучениях святитель Кирилл Иерусалимский. Изучение догматов – это одно из приоритетных заданий каждого православного христианина. 
Догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве. Догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения. 
Вне Церкви не может быть догматов, т. к. догматы основываются на предпосылках, заимствованных из Откровения, а Откровение дано не каким-то частным лицам в отдельности, а даровано Церкви. Именно Церковь посредством Предания, как способа сохранения и распространения Откровения, содержит богооткровенную истину.


2. Нравственное богословие

Дисциплина христианского богословия, излагающая учение о нравственности, нормах морали. В христианстве нравственное богословие излагает и обосновывает нормы христианской этики. Важную роль в нравственном богословии составляет учение о свободе как условии нравственных действий, далее идет учение о нравственном законе (ветхозаветный, евангельский) и совести, затем излагается учение о грехе и покаянии. 

3. Церковно-славянский язык

Современный богослужебный язык Русской Православной Церкви. Возник как язык благовестия Евангелия для славянских народов при переводе Священного Писания святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Цель изучения - осознанное участие в богослужении. 
Особое место в предмете выделяется практическим занятиям - чтению священных текстов на церковно- славянском языке.

 
4. Социальная концепция УПЦ

Рассматриваются базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Концепция определяет официальную позицию Украинской Православной Церкви в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом; установление ряд руководящих принципов, применяемых в сфере взаимоотношений государства с епископатом, клиром и мирянами. 

Предмет основательно рассматривает фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы современного общества: биоэтики, труда, войны и мира, семьи и общества.

5. Новый Завет - Апостол

Предмет изучает Соборные послания апостолов и послания апостола Павла; отличительный характер соборных посланий сравнительно с посланиями апостола Павла. 
Знакомство с посланиями начинается с определения времени, места, назначения и повода к написанию послания; общий характер послания и его содержание. Проводится экзегетический разбор посланий с толкованиями Святых Отцов. 

6. История Вселенских Соборов

Раскрытие Церкви в ее историческом бытии, начиная со 2-го периода, от времени принятия Миланского эдикта 313 г., истории Вселенских Соборов, начиная с Никейского 325 г. и до Парижского Собора 825 г. Изучает учение церкви, определенное и утвержденное на Вселенских соборах по поводу возникновения различных ересей.

 
7. История Русской Церкви

История Русской Церкви как наука систематически изображает ход постепенного внешнего и внутреннего развития Христовой Церкви на Руси. 
Она выясняет:

как распространялось христианство среди русских людей и инородцев, живущих на территории Руси;

какое было внутреннее иерархическое устройство;

какие были отношения к государству;

как усваивались законы Вселенской Церкви Русской Церковью,

какие особенности под влиянием народных понятий и местных жизненных условий обнаруживались в православном богослужении Русской Церкви и

как под влиянием Церкви шло нравственное преуспеяние русского народа. 
История Русской Церкви разделяется на четыре периода:

І-й период — КИЕВСКИЙ — от начала Русской Церкви до перенесения митрополии из Киева на север. Церковная жизнь в этот период развивается преимущественно на юге с центром в Киеве под непосредственным влиянием Греческой Церкви. 
II-й период — МОСКОВСКИЙ — от утверждения митрополичьей кафедры в Москве до конца патриаршества. Жизнь обеих митрополий текла отдельными руслами. Для Московской митрополии наступил период внутреннего преуспеяния, а Киевская митрополия терпела бедствия от иноверных польско-литовских государей. 
III-й период — ПЕТЕРБУРГСКИЙ (синодальный). С начала ХVIII в. настало новое время для всей русской жизни. Русская Церковь на протяжении всего этого времени была под сильным нажимом и влиянием государства. 
IV-й период — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХХ столетии. Характерной особенностью этого периода является — отделение Церкви от государства и лояльное отношение государства к Церкви и Церкви к государству, а также — восстановление патриаршества. 

III КУРС

1. Апологетика

Апологе́тика (от греч. ἀπολογία – защита, заступничество, оправдание) или Основное богословие – направление богословия, ориентированное на:

1) отстаивание достоинства христианского вероучения, как единственно истинного, перед отрицающими это достоинство;

2) раскрытие и защиту христианского вероучения при помощи средств, принимаемых иноверцами и неверующими. 
В общей апологетике можно выделить три самостоятельных направления, условно обозначаемых, как богословская, историко-философская и естественно-научная апологетика. 

2. Сектоведение

Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений, отпадших от православной Церкви или исповедующих идеи, осужденные и несогласные с ее догматическим сознанием. Предметом изучения являются секты, получившие широкое распространение в нашей стране в конце XIX и XX вв. (баптисты, пятидесятники, иеговисты, новоапостольская церковь, анабаптистское движение). Рассматривает доктрину сект, которая включает в себя идеи, ранее осужденные Церковью. Это учения, отрицающие Святую Троицу, богочеловеческую сторону во Христе, отвергающие бессмертие души, вечность адских мучений, церковные таинства, иерархию. Некоторые секты пересматривают состав Священного Писания или предпринимают новый перевод в соответствии со своим учением. Дает ответы на вопросы: что такое ересь, секта, культ, что собой представляют тоталитарные секты? Классификация религиозных групп, существующих в нашей стране. 


ЦЕРКОВНО - ПРАКТИЧЕСКОЕ

I КУРС

1. Духовный опыт святых ХХ века

XX век в истории нашей страны был отмечен жестокими гонениями на Церковь Христову, в нашей Церкви был явлен сонм святых и подвижников благочестия – людей, которые с помощью Божией стойко исповедовали свою веру, являлись носителями и выразителями церковного предания и подлинной христианской жизни. Наш предмет не ограничивается изучением опыта Святых нашей Церкви, широко рассматривается опыт святых всего мирового Православия. Особое внимание уделяется изучению наследия Афонских старцев, Сербских и Греческих святых. 

2. Толкование богослужения 

Каждое богослужение не только благодатно, но и символично, наполнено смыслом и глубоким содержанием. Любой человек, независимо от способностей и талантов, при собственном желании, способен научиться понимать структуру и содержание церковных богослужений и богослужебный язык. 

3. Практическая катехизация 

Катехизация — это вступление на путь, который имеет определенные условия. Проведение бесед, чтобы желающие креститься осознали необходимость для исполнения заповедей обращаться к Богу за благодатными силами, подаваемыми в церковных Таинствах. 

4. Мировые религии 

Религия занимает одно из самых важных мест в человеческой жизни и в истории мировой культуры. В понимание религии входит изучение истории развития религии как отрасли культуры и истории развития мировых религий. 

5. Педагогика 

Особенности религиозного (православного) воспитания. Наиболее эффективные направления воспитательно-образовательной деятельности современных воскресных школ. 

6. Пение 

Церковное пение должно быть преподобное. А что мыслится под именем «преподобного», это, кажется, всем известно. В понятие «преподобного» входит все чистое, святое, церковное, благодатное, божественное, ангелоподобное. 

7. Иконография и храмостроительство 

Русь вместе с принятием христианства получила и самый совершенный тип храма, способный языком своих архитектурных форм, выражать самый сокровенный смысл православного вероучения, быть своеобразной проповедью в камне. Икона является неотъемлемым элементом многовековой православной традиции. 

II КУРС

1. Каноническое право 

Каноническое право - система правовых норм, составляющая основу действующего церковного законодательства в Поместных Православных Церквах, Римско-католической Церкви, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах. 

2. Основы христианской семьи 

Любовь – основа христианской семьи. Молодые христиане, которые собираются вступить в брак, ставят перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать ее. Христианская семья пронизана обязательной для всех дисциплиной, в ней царит христианская иерархия ценностей. 
О том, как строить христианскую семью, периодах кризиса и способах его преодоления.

3. Сравнительное богословие 

Сравнительное богословие занимается, в основном, критическим обозрением отступлений от Православной Церкви в вероучении и нравоучении современных инославных христианских обществ со времени окончания эпохи Вселенских соборов. 

4. Патрология 

Патроло́гия — учение об отцах Церкви, патрология имеет главным предметом биографические и критико-библиографические исследования об отцах Церкви и их творениях, а также издания текста этих творений, что относило её к области церковной истории или истории литературы. 

5. Великие катехизаторы ХХ века 

Миссия Церкви в мире всегда неразрывно связана с просвещением и духовно-нравственным воспитанием личности, дабы человек стал достойным гражданином земного и небесного Отечества. Церковь научает, указывает пути осуществления, передает опыт веры. Начальным этапом просветительского служения Церкви является катехизация — помощь уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Катехизатор – лицо, призванное Богом, личность сформированная, получившая дар от Бога и от Церкви, от Священного писания, от святоотеческой традиции. «Уча других, учуся сам» – эта древняя мудрость оправдывает себя и на церковном поприще, в церковном служении катехизации приходящих к Богу и в Церковь людей. Выдающимися катехизаторами ХХ века являются:

- Иеромонах Серафим (Роуз) - известный православный миссионер и катехизатор второй половины XX века.

- Александр Мень - священник, центром жизни которого был Христос.

- О́сипов Алексей Ильич - православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия. Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, видный православный катехизатор современности. 


ВОСКРЕСНОЕ 


 I КУРС

1. Основы Православной веры 

Дает знания о сотворении Мира; о Боге, Свойствах Божиих. О молитве и необходимости молитвы. 
Изучает происхождение и богословие Православной веры. Исповедание истинной апостольской веры, запечатленной в Священном Писании и Священном Предании. Православная церковь исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов, рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и глава которой — Иисус Христос. 

2. Новый Завет 

Словосочетание «Новый Завет» освящено употреблением его Самим Господом Иисусом Христом. Как Сам Сын Божий и Божественное Слово «стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:14), открывая таким образом человечеству Бога Отца, так и те истины, которые Сын Божий явил миру, облеклись в привычные для человека формы выражения и последующей их передачи. Эти истины содержатся в книгах Нового Завета, которые вышли из-под пера различных писателей. И хотя все эти книги заключают в себе одну спасительную весть, но выражают её в зависимости от конкретных исторических условий, в каких они были написаны, различными языковыми и выразительными средствами. 
В процесс обучения разбираются следующие основные темы: 
1) история рукописного и печатного текста со времени его написания или со времени наиболее древней сохранившейся рукописи до настоящего дня;

2) история формирования канона Нового Завета, т. е. процесс собирания 27 новозаветных книг в один корпус;

3) язык, на котором написаны новозаветные книги.

Далее исследуются вопросы авторства, времени, места, обстоятельств написания, а также содержание каждой книги в отдельности. 


II КУРС

1. История Христовой Церкви 

Появление в мире Христовой Церкви встречено было крайне враждебно со стороны религиозных и политических обществ того времени. 
Начинается изучение предмета с характеристики периода зарождения Церкви, условий, благоприятствовавших распространению Церкви. Далее рассматривается распространение Церкви при святых апостолах. Сошествие Святого Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме. Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской; рассеяние верующих из Иерусалима и распространение Евангелия между иудеями и самарянами в Палестине и Сирии. Распространение Церкви Христовой в век апостольский и после апостолов во II и III веках в Европе, Африке и Азии. Гонение на Церковь со стороны иудеев и язычников. 
Становление Церкви со времени принятия Миланского эдикта 313 г., Вселенских Соборов, начиная с Никейского 325 г. и до Парижского Собора 825 г. Изучает учение церкви, определенное и утвержденное на Вселенских соборах по поводу возникновения различных ересей. 

2. Толкование богослужения 

Церковь как жизнь и благодать воплощается в своем богослужении. Греческое слово для обозначения богослужения – литургия – означает больше, чем просто молитва. Оно означает общее действие, в котором каждый принимает активное участие, является участником, а не только «присутствующим». Каждое богослужение не только благодатно, но и символично, наполнено смыслом и глубоким содержанием. Любой человек, независимо от способностей и талантов, при собственном желании, способен научиться понимать структуру и содержание церковных богослужений и богослужебный язык. 

III КУРС

1. Духовный опыт святых ХХ века 

XX век в истории нашей страны был отмечен жестокими гонениями на Церковь Христову, в нашей Церкви был явлен сонм святых и подвижников благочестия – людей, которые с помощью Божией стойко исповедовали свою веру, являлись носителями и выразителями церковного предания и подлинной христианской жизни. Наш предмет не ограничивается изучением опыта Святых нашей Церкви, широко рассматривается опыт святых всего мирового Православия. Особое внимание уделяется изучению наследия Афонских старцев, Сербских и Греческих святых.

2. Учение о спасении – сотериология 


Главным благом для человека является единение с Богом, начало которому должно быть положено здесь, в земной жизни человека. Но между человеком и Богом со времени грехопадения первых людей лежит преграда – грех. Грех ослепляет человека, закрывает для него путь к богообщению, подобно тому, как дождевые тучи закрывают солнце. Поэтому, главной задачей для человека на пути к цели является борьба с грехом, избавление от греха в самом себе. Этот процесс в православной сотериологии (сотериология – наука о спасении) получил название «спасение». Спасение, по учению святых отцов Церкви, основанному на учении Священного Писания, совершается посредством веры и дел.